Профилактический визит ГИТ. Как и зачем он проводится?
Профилактический визит может проводиться как по инициативе трудовой инспекции, так и по инициативе контролируемого лица. Например, ГИТ может инициировать профвизит на основании жалобы работника на нарушение его трудовых прав, а работодатель – в случае, если ему требуются разъяснения по определенным вопросам. Причем обращаться к инспекторам с просьбой провести профвизит последние могут неограниченное количество раз.
Если мероприятие инициировано ГИТ, то о его проведении трудовая инспекция должна как минимум за пять рабочих дней уведомить контролируемое лицо. Как отмечается на официальном сайте Роструда, для информирования о предстоящем профилактическом визите инспектор может использовать любой способ – почтовое отправление, вручение уведомления лично руководителю организации, направление его на официальную электронную почту или в личный кабинет на портале госуслуг (при наличии последних).
Вместе с тем контролируемым лицам предоставлена возможность отказаться от проведения обязательного профилактического визита. Для этого достаточно направить в ГИТ уведомление об отказе (в свободной форме) не позднее чем за три рабочих дня до запланированной даты проведения мероприятия (ч. 6 ст. 52 Закона № 248-ФЗ).
Если же инициатива в проведении профилактического визита исходит от контролируемого лица (работодателя), то ему необходимо направить в региональную ГИТ соответствующее заявление. Такое заявление в настоящее время оформляется в свободной форме, в нем рекомендуют указывать:
1.основные реквизиты юридического лица или ИП (ИНН, вид экономической деятельности, адрес фактического места нахождения, иные сведения) – это необходимо, в том числе для подготовки инспектором информационных материалов по вопросам трудового законодательства в зависимости от видов деятельности работодателя;
2.контактные данные уполномоченного должностного лица работодателя (номер телефона для связи, адрес электронной почты) – речь идет о том сотруднике, с которым должностное лицо инспекции сможет осуществлять оперативную связь для согласования даты проведения профилактического визита, формы его проведения и другие вопросы.
Как и зачем проводится профилактический визит?
Профилактический визит представляет собой не просто один из видов профилактических мероприятий, но и наряду с информированием, обобщением правоприменительной практики, мерами стимулирования добросовестности, объявлением предостережения и консультированием является обязательным при осуществлении государственного контроля (надзора) (ч. 2 ст. 45 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"; далее – Закон № 248-ФЗ).
Цели и задачи профилактического визита
Поскольку профвизит входит в общую систему профилактических мероприятий, он соотносится с основными целями профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, в числе которых:
стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения (ч. 1 ст. 44 Закона № 248-ФЗ).
В свою очередь, профилактический визит ГИТ направлен на предупреждение нарушений трудового законодательства и снижение профессиональных рисков. Достигается это посредством информирования контролируемого лица:
об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля;
соответствии такой деятельности и объектов контроля критериям риска;
основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска;
видах, содержании и интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска (ч. 1 ст. 52 Закона № 248-ФЗ).