«Природоохранный прокурор разъясняет».
В целях реализации задач и целей федеральной программы по обеспечению охраны озера Байкал и рациональному использованию природных ресурсов его бассейна статьей 14 Федерального закона от 01.05.1999 №94-ФЗ «Об охране озера Байкал» предусмотрено, что предельно допустимый объем сбросов и выбросов вредных веществ, размещения отходов производства и потребления, опасных для уникальной экологической системы озера Байкал, ежегодно подлежит обязательному пересмотру в целях его уменьшения с учетом состояния окружающей среды Байкальской природной территории.
В Байкальскую природную территорию в пределах Забайкальского края входят Петровск-Забайкальский, Красночикойский, Хилокский районы, а также Улетовский район (сельское поселение «Тангинское») и Читинский район (сельские поселения «Арахлейское», «Беклемишевское», «Сохондинское»).
В настоящий момент порядок утверждения объемов сбросов, выбросов, размещения отходов регулируется Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», а также приказами Минприроды России от 25.02.2010 №50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» и от 17.12.2007 №333 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей», постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 №18 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него».
Пунктом 12 Приказа Минприроды России от 25.02.2010 №50 закреплено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и использования сырья. Для Байкальской природной территории установлен особый режим, предусматривающий наличие обязанности ежегодно пересматривать и утверждать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Однако в постановлении Правительства РФ от 02.03.2000 №18 и в приказе Минприроды России от 17.12.2007 №333 норма, устанавливающая особый порядок регулирования на Байкальской природной территории при утверждении нормативов допустимых сбросов и выбросов, отсутствует. В этой связи, фактически нормативы допустимых сбросов утверждаются на 3 или 5 лет, а нормативы допустимых выбросов – на 5 или 7 лет.
Указанное послужило основанием для утверждения на Байкальской природной территории нормативов и выдачи разрешений на сброс и выброс на период свыше 1 года.
Согласно правилам толкования норм права, при возникновении коллизии, т.е. при вступлении в противоречие положений, регулирующих определенные правоотношения, применению подлежит специальная норма по отношении к общей или положение, закрепленное в нормативном правовом акте, обладающем более высокой юридической силой.
В данном случае требование, закрепленное статьей 14 Федерального закона «Об охране озера Байкал», является специальной нормой, поскольку распространяется на правоотношения в пределах Байкальской природной территории, и обладают более высокой юридической силой, так как приказы Минприроды России и постановление Правительства РФ относятся к подзаконным нормативным правовым актам.
Аналогичная позиция изложена Верховным судом РФ при оценке законности отказа уполномоченного органа в утверждении нормативов допустимых выбросов на период превышающий 1 год.
Таким образом, федеральным законодательством возложена обязанность по ежегодному пересмотру нормативов допустимого сброса и выброса вредных веществ на предприятиях, осуществляющих хозяйственную деятельность на Байкальской природной территории.