Вопросы и ответы.
Как осуществляется защита прав потребителей кратко?
ЗЗПП РФ предусматривает осуществление защиты прав потребителя и благополучия человека посредством таких методов и органов (гл. IV):
- подачей претензии продавцу, исполнителю;
- обращением с жалобами в органы местного самоуправления, органы госнадзора; обращением в центры общественных объединений потребителей;
- подачей в суд искового заявления.
Способы защиты прав потребителей.
В настоящее время для защиты прав потребителей в законодательстве используются пять основных гражданско-правовых способов защиты:
- самозащита права
- изменение или прекращение правоотношения
- возмещение убытков
- взыскание неустойки
- возмещение морального вреда.
Основные принципы защиты прав потребителей.
В 1985 году генеральная ассамблея ООН закрепила 8 руководящих принципов для защиты интересов потребителей, это:
1) Право на удовлетворение основных потребностей;
2) Право на безопасность;
3) Право на получение информации;
4) Право на выбор;
5) Право быть услышанным;
6) Право на возмещение;
7) Право на получение образования для потребителей;
8) Право на здоровую окружающую среду.
Какие нормативные правовые акты РФ определяют организационные основы по защите прав потребителей?
Основу законодательства в данной сфере составляют Закон РФ "О защите прав потребителей" и Гражданский кодекс РФ. Именно эти законы регулируют наибольшую часть взаимоотношений, возникающие между потребителями с одной стороны и продавцами, исполнителями, изготовителями, импортерами с другой стороны. Они устанавливают права потребителей на приобретение качественных и безопасных товаров, работ и услуг.