2017 год
Обобщение практики осуществления муниципального земельного контроля за 12 месяцев 2017 года подготовлено в соответствии с ч. 3 ст. 8.2 Федерального закона № 294–ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Анализ практики осуществления муниципального земельного контроля подготовлен с целью обеспечения доступности сведений об указанной практике, устранения условий, способствующих совершению правонарушений, а также оказание воздействия на участников земельных отношений в целях недопущения совершения правонарушений, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, общества и государства от противоправных посягательств.
Основными задачами муниципального земельного контроля являются:
- Обеспечение соблюдения земельного законодательства на территории муниципального района землепользователями, собственниками земельных участков;
- Выявление и обеспечение устранения допущенных нарушений земельного законодательства;
- Поиск потерь муниципального бюджета от нецелевого использования земель и приведение видов разрешенного использования земель в соответствие с фактическим назначением;
- Выявление самовольно занятых земельных участков;
- Своевременным выполнением обязанностей по приведению земель
в состояние, пригодное для использования по целевому назначению,
или их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых.
Одним из эффективных мер по легализации объектов налогообложения являются проверки по муниципальному земельному контролю.
Так, за 2017 годы, в результате проведения 10 таких проверок в отношении физических и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, где выявлены 9 нарушений земельного законодательства, наложено административных штрафов на сумму 60 000 рублей, уплачено 25 000 рублей.
Практика осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального района «Читинский район» показывает, что наиболее часто встречающимися нарушениями земельного законодательства и муниципальных нормативных правовых актов, содержащих нормы земельного права являются:
1. Использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Как показывает анализ, наиболее часто выявляемое нарушение земельного законодательства - использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок. Наибольшее количество выявленных случаев этого нарушения приходится на граждан при использовании земель для индивидуального жилищного строительства или ведения личного (приусадебного) подсобного хозяйства, однако наибольший урон от этого вида нарушения приходится на юридических лиц и предпринимателей, так как они используют более обширные территории для предпринимательских целей, забывая при этом вовремя их оформлять.
В целях недопущения таких нарушений, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам рекомендуем своевременно, после предоставления земельного участка, в установленном порядке оформить правоустанавливающие документы (на праве аренды или собственности).
2. Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка.
Зачастую, в основном юридические лица и индивидуальные предприниматели захватывают землю, чтобы избегать лишних платежей за землю. Например, в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка и правоустанавливающим документом за землепользователем закреплен земельный участок площадью 1500 кв.м., а фактически по результатам проверки используется земельный участок площадью 1800 кв.м., то в данном случае имеет место самовольного занятия части земельного участка площадью 300 кв.м.
На данное правонарушение субъекты предпринимательства идут сознательно, так как используя больше территории при меньшем оформлении площади земельного участка, пытаются избежать дополнительных начислений земельного налога.
В целях недопущения таких нарушений, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам рекомендуем не выходить за границы земельного участка, права на которые оформлены.
Для того чтобы проследить в порядке самоконтроля, не допущены ли землепользователями самовольное занятие земель, достаточно соотнести оформленные границы земельного участка с фактически оформленными границами. Информация об оформленных границах земельных участков можно узнать на публичной кадастровой карте в сети «Интернет» по адресу: http://pkk5.rosreestr.ru.
3. Использование земельных участков не по целевому назначению.
Многие правообладатели земель, чтобы уменьшать платежи за используемую ими землю, оформляют под одну цель, а фактически используют под другую цель, начисления налога и арендной платы по которому выше. Это в основном касается земель занятыми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями под торговлю, услугами, сельхозземлями. Фактически нецелевое использование земель – это скрытые потери местного бюджета в виде не доначислений платежей за землю. Ведь ставки земельного налога и арендной платы зависят от вида разрешённого использования каждого отдельно взятого земельного участка.
Например, субъект предпринимательства на части своего земельного участка, с оформленными правами на неё (право собственности или аренды) с видом разрешенного использования под склад (или под производственную базу) осуществляет торговлю товарами, продуктами, и так далее. В данном случае речь как раз идёт о нарушении данным субъектом предпринимательства земельного законодательства в виде использования не по целевому назначению земельного участка, так как земельное законодательство предписывает использовать в соответствии с видом разрешённого использования земельный участок целиком.
Указанный вид нарушения встречается и в частном жилом секторе, когда граждане на землях предоставленных для ИЖС или ЛПХ, открывают магазины, СТО, шиномонтажные мастерские, автомойки, при этом, не изменяя целевого назначения земель.
В целях недопущения таких нарушений, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам рекомендуем использовать землю в соответствии с видом разрешенного использования, который указан в кадастровом паспорте и в документе, удостоверяющем права на земельные участки.
Ни одно выявленное нарушение земельного законодательства не остаётся без внимания инспекторов. По результатам выявленных нарушений инспектора выдают предписания для устранения нарушений и контролируют ход этих устранений в регулярном порядке, что на практике ведёт к увеличению бюджетных поступлений в виде земельного налога или арендной платы.
За истекший период 2017 года отдел градостроительства и муниципального земельного контроля муниципального района «Читинский район» во внеплановом режиме осуществлены контрольные мероприятия в отношении ООО «Экология» и ООО « ПК Кварц».
По результатам проведенных проверок выявлены признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.6 КоАП РФ в деятельности ООО «ПК Кварц», а именно самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы.
В соответствии с п.12 Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2014 года №1515 «Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль» соответствующие документы направлены в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области для рассмотрения по существу и принятия решения о возбуждении дел об административном правонарушении и привлечении к административной ответственности в виде наложение административного штрафа - на должностных лиц - от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.
Анализ устраненных нарушений показывает, что львиная доля дополнительных поступлений в бюджет за счет устранения земельных нарушений, приходится на субъекты малого предпринимательства, так как кадастровая стоимость земель используемых субъектами предпринимательства в разы превышают кадастровую стоимость земель, используемых гражданами. Поэтому субъекты предпринимательства совершают правонарушения, которые ведут к не доначислениям в бюджет. Указанные не доначисления выявлялись в ходе проведения плановых проверок субъектов предпринимательства. Однако, в связи с изменениями в законодательстве (введением на 3 года моратория на проведение проверок в период с 01.01.2016 по 31.12.2018), проверки муниципального земельного контроля в отношении субъектов малого предпринимательства проводиться не могут.
Заместитель начальника управления
градостроительства и земельных отношений
А.Б. Чернобук