Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения:
14.12.2021, 15:04

Профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних в Читинском районе

Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, а уж тем более сохранение их жизни, является одной из самых главных задач нашего общества.

Профилактика суицидального поведения у детей и подростков является системой общих и специальных мероприятий на разных уровнях: на общегосударственном и правовом уровне, на общественном уровне, медицинском, педагогическом, социально-психологическом и семейном уровнях.

К условиям успешности профилактической работы можно отнести следующие составляющие: комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Своевременность приобретает главное значение при работе с подростками. Известный факт, что подростковые суициды в большинстве случаев совершаются в состоянии аффекта.

От внимательного отношения и грамотного, своевременного реагирования окружающих (родителей, педагогов, сверстников, медицинских работников) зависит, реализует свой суицидальный план подросток или остановит его.

Так как в данном докладе перед нами не стоит цель рассмотрения факторов суицидального поведения (а их огромное множество), перейдём к главной теме данной статьи: к рассмотрению способов предотвращения, профилактики суицида детей и подростков.

Основные задачи профилактики суицидов в учебных заведениях следующие:

  • • Своевременное выявление учащихся с личностными нарушениями и обеспечение их психологической поддержкой;
  • • Установление с детьми более близких отношений путём доверительных бесед с искренним стремлением понять их и оказать им помощь;
  • • Проявление наблюдательности и умения своевременного распознания признаков суицидальных намерений, высказываний или изменений в поведении. Помнить, что мнение о том, что кто часто угрожает покончить с собой, никогда не сделает этого, не только ошибочно, но и опасно;
  • • Оказание помощи в учёбе, ученикам с низкой успеваемостью. Плохая успеваемость и стыд от этого, насмешки, могут стать фактором суицида;
  • • Контроль посещаемости и прогулов. Выявление причин пропусков занятий;
  • • Изучение семьи, условий жизни ребёнка;
  • • Выявление психических болезней ребёнка, своевременное оказание психологической помощи, предотвращение алкоголизма и наркозависимости, токсикомании;
  • • Осуществление мероприятий по ограничению доступа к возможным средствам самоубийства: к токсическим веществам, к опасным медикаментам, огнестрельному и иному оружию;
  • • Формирование у детей позитивных потребностей, формирование умения всегда быть занятым конструктивными делами и занятиями, быть трудолюбивым, любознательным;
  • • Раннее формирование устойчивых интересов (спорт, искусство, познание, изучение чего-либо);
  • • Организация деятельности детей и подростков, которая является альтернативой отклоняющемуся поведению: кружки по интересам, спортивные секции, художественные или танцевальные классы, экскурсии и турпоходы, благотворительная деятельность и т.д;
  • • Одной из мер профилактики отклоняющегося поведения у детей и подростков в государственном масштабе можно назвать оказание учителям и воспитателям в преодолении стресса на рабочих местах. Ведь известный факт: лучший учитель – это здоровый учитель.



Формы профилактики подросткового суицида

Предупреждение побуждений к самоубийству и повторных суицидальных попыток у несовершеннолетних относится к одной из важных задач воспитателей, родителей и школьных психологов. Вот некоторые формы профилактики подростковой суицидальности:

  • • Соблюдение педагогической тактики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого воспитателя, учителя и родителя;
  • • Освоение знаний возрастной психопатологии, а также соответствующих приемов индивидуально-психологического подхода, лечебной педагогики и психотерапии;
  • • Раннее выявление контингента риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы;
  • • Неразглашение факторов суицидальных случаев в школьных коллективах;
  • • Рассмотрение угрозы самоубийства в качестве признака повышенного суицидального риска. Мнение о том, что тот, кто угрожает покончить с собой, никогда этого не сделает, не только ошибочно, но крайне опасно;
  • • Проведение при необходимости тактичной консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром;
  • • Формирование у учащихся таких понятий, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях. Ничем не может помешать напоминание подросткам о том, что все мировые религии предупреждают о тяжелой участи самоубийцы. Жизнь не заканчивается после смерти, а самоубийца, по всем мировым вероучениям, испытает адские мучения, покончив жизнь самоубийством;
  • • Повышение стрессоустойчивости путем психологической подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирование готовности к преодолению ожидаемых трудностей.

Если существует суицидальный риск или уже произошла попытка суицида.

Чаще всего несовершеннолетние в состоянии стресса или после совершённой попытки испытывают главную проблему – проблему общения, т.е. неспособности или невозможности обсудить с кем-то возникшие проблемы. Поэтому диалог с ребенком в это время является бесценным. Первым шагом в предупреждении самоубийства всегда является установление доверительного общения с подростком. Это очень трудно, но нужно проявить всю мудрость и терпение:

  • 1. Внимательно выслушайте подростка. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  • 2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка.
  • 3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве.
  • 4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным жалобам и обидам ребенка.
  • 5. Не бойтесь прямо спросить не думает ли он (она) о самоубийстве. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

Следующие вопросы помогут завести разговор о самоубийстве и определить степень риска в данной ситуации:

- Похоже, что у тебя что-то стряслось?

- Ты думал когда-нибудь о самоубийстве?

- Каким образом ты собираешься это сделать? (Этот вопрос поможет определить степень риска: чем более подробно разработан план, тем выше риск суицида).

Помощь подросткам с суицидальными наклонностями или совершившими попытку суицида:

  • • Вы должны оставаться самим собой. Иначе ваши разговоры и действия будут фальшивыми в глазах ребенка.
  • • В вашу задачу входит вступить с подростком в доверительные отношения, чтобы о смог рассказать вам, что у него на душе.
  • • Не столь важно, что вы говорите, важно, как вы говорите. Если вы не можете найти нужных слов, но искренне сопереживаете ребенку, ваш голос, интонация, мимика передадут ваши чувства.
  • • Говорите на равных, а не как старший.
  • • Не думайте, что вы должны что-то говорить, когда возникнет пауза. Молчание дает каждому из вас время подумать.
  • • Проявите искреннее участие, а не допрос с пристрастием. Простые и прямые вопросы «Что случилось?», «Что произошло?» будут мене угрожающими, чем сложные, Напоминающие допрос, вопросы.
  • • Направляйте разговор в сторону боли ребенка, а не от нее.
  • • Будьте на стороне ребенка. Не принимайте сторону людей, которым он причиняет боль или которые причиняют боль ему.
  • • Дайте возможность ребенку найти свои собственные ответы, даже если вы считаете, что знаете очевидное решение и выход.
  • • И последнее. Когда вы не знаете, что сказать, не говорите ничего. Но будьте рядом!


Бесплатный кризисный центр с телефоном доверия для людей с суицидальными наклонностями открылся в Чите на базе краевой клинической психиатрической больницы,

Центр включает в себя телефон доверия, кабинет индивидуальной психотерапевтической разгрузки и кризисные койки.

Работают с несовершеннолетними врач-психиатр, врач-психотерапевт, психологи, социальные работники. Помощь оказывается анонимно и бесплатно.

Телефон доверия — 40-14-83.

Лента новостей

Забайкалье в социальных сетях

Официальный портал Забайкальский край

Выберите район края:

Раздел недоступен

В настоящее время в выбранном вами разделе портала ведутся работы по его наполнению.
Посетите данный раздел позже.

Официальные сайты Забайкальского края: